Error get alias

Буллинг — это систематическое агрессивное преследование и издевательство над одним из членов коллектива с намеренным применением вреда и получением удовольствия. Зачастую с численным превосходством обидчиков жертвы.

Как помочь своему ребенку, если он столкнулся с травлей в коллективе?

«Я каждый день шла в школу, как на войну»

Почему возникает детская травля и как с ней бороться?

Эта история произошла, когда Ярослав учился в первом классе одной из элитных московских школ. Однажды мальчик пришел домой и рассказал, что его обижает одноклассник — дразнит из-за светлых кудрявых волос и называет девчонкой. Мать посоветовала сыну поговорить с обидчиком и объяснить, что ему такое не нравится, — а если тот мальчик не успокоится, пожаловаться учительнице.
Со временем ребенок перестал хотеть в школу, стал часто простужаться и жаловаться на плохое самочувствие.
Педиатр, заполняя карточку, как-то поинтересовалась, все ли у мальчика хорошо на учебе — иногда дети часто болеют «не просто так».

На учебе не было хорошо. К травле Ярослава присоединились другие дети. Они смеялись над ним, отбирали его вещи, пинали и толкали. Но дома мальчик об этом уже не рассказывал.
А весной мне пришли сообщения от двух родителей из класса, которые спрашивали в курсе ли, я, что моего сына травят. И знаю ли я, что условия, в которых учится ребенок, похожи на тюремные. Вот тогда мы и забили тревогу и пошли к учительнице.
Мама Ярослава
Светлана Моторина
Но ни учительница, ни директор начальной школы никаких мер не приняли. И после летних каникул травля Ярослава продолжилась — пока однажды он не прибежал домой в слезах. Оказалось, ребята позвали его играть, и мальчик, обрадовавшись, побежал за ними. Но в итоге его закрыли в школьном туалете.
Он плакал и говорил: «Мама, лучше бы меня совсем не было». Это звучало, как суицидальные мысли — и мы с мужем пошли напрямую к директору учебного комплекса. Тогда нас сразу же перевели в параллельный класс, где была совсем другая учительница. Она поговорила с сыном, поняла, что у него серьезная травма, и пообещала, что травли больше не будет. Сын воспрянул: перестал болеть и стал охотнее вставать по утрам, — вспоминает Светлана.
Учительница сразу провела работу с классом: выстроила детей в ряд и объяснила, что у них появился новенький, у которого были проблемы с одноклассниками, и ему нужна поддержка. Потому что в классе есть правило: «один за всех — и все за одного». И это сработало.

Даже если Ярослав встречал в коридоре или столовой ребят из прежнего класса, и они пытались обидеть его — теперь у него были защитники. Нападения быстро прекратились.
Я не знаю, пыталась ли наша первая учительница что-то сделать. Потому что дети — не звери, иногда им достаточно сказать один раз, что насилие недопустимо, — говорит Моторина. — Эта ситуация показала, что самая верная профилактика травли — работа не с жертвой и агрессором, а со всем классом. Потому что все происходит с молчаливого (или активного) согласия всех детей. Каждого из них.
Травма, полученная Ярославом, потребовала долгой работы с психологами. Восстановление шло волнообразно, с возвратами — после пустяковой ссоры мальчик пугался, что его снова начнут дразнить, и впадал в полную апатию.
Сейчас я понимаю, что обратить внимание нужно было, еще когда он первый раз пришел ко мне с просьбой о помощи. Но я жила в стереотипе, что так бывает во всех школах. Это как запеканка на завтрак, которой не избежать. Но это не так, с травлей надо бороться.
Мама Ярослава
Светлана Моторина

Кого травят?

По статистике каждый второй ребенок (52%) в школе хотя бы раз подвергался травле. У кого-то это продлится неделю, у кого-то — год, а кто-то будет мучиться все 10 лет, говорит Светлана Моторина. С момента травли ее сына прошло пять лет — сейчас Ярослав учится в седьмом классе, в новой школе, где «здоровый дружелюбный климат», и ему там нравится. Светлана за это время создала блог о буллинге, издала книгу «Травля: со взрослыми согласовано» и стала партнером Департамента соцзащиты (Москва) по проекту «Вместе против травли».
Дети редко жалуются родителям, что их травят в школе. Бывает и такое, что ребенок пытается сказать о случившемся — но взрослые отмахиваются от него фразами «разберись сам», «пожалуйся учителю» или «дай сдачи». После этого подросток может замкнуться в себе и перестать делиться проблемами с семьей.
Мама Ярослава
Светлана Моторина
На то, что ребенка травят (но он молчит), указывают несколько признаков. Чаще всего он начинает хуже учиться, не хочет ходить в школу, у него портятся или пропадают вещи, могут появиться какие-то синяки или травмы, появление которых он объясняет странно (поскользнулся, упал). Может проявиться психосоматика — школьник начинает часто болеть, у него возникает расстройство пищеварения.
Самый главный «звоночек» — ребенок не хочет идти в школу. Так быть не должно. Нужно спокойно поговорить с ним, объяснить, что вам можно доверять, и вы всегда займете его сторону, а затем попробовать пообщаться с учителем или директором. Но если вы видите, что они ничего не хотят сделать — лучшим выходом станет сменить школу. И в случае необходимости обратиться к детскому психологу, — говорит Светлана Моторина.
Когда Марине (имя изменено) было 11 лет, у ее отца возникли сложности на работе, и девочку перевели из частной школы в государственную. В старой школе в классе учились всего девять человек, и там была спокойная, даже «нежная» обстановка: детям разрешали не заполнять дневник и уходить с урока в туалет, не отпрашиваясь, им делали поблажки в учебе и уделяли внимание тому, как они общаются между собой.

Переход в обычную школу стал для девочки настоящим испытанием: нужно было адаптироваться под новые реалии.
Таких детей, как мы, почему-то считали избалованными — думаю, эти слухи пускали учителя. Но мы скорее были более свободными и менее агрессивными. У нас не было особой зависти к кому-либо, потому что у всех было одинаково много игрушек, одежды и прочих радостей. Мы были такими цветками, которых в один миг выпустили из теплицы.
Имя изменено
марина
Придя в новый класс, она попыталась подружиться с одной из девочек, но в какой-то момент между ними произошла ссора. За новую подругу заступился брат, который учился вместе с ней — он был на два года старше, и другие дети его боялись. Этот подросток и решил организовать травлю Марины: с того момента за ней постоянно ходила группа ребят, ее задирали, оскорбляли и даже били.
Я ненавидела зиму, потому что, чтобы надеть куртку, мне приходилось отбиваться от пацанов каждый день по часу. После школы они могли побежать за автобусом, чтобы продолжить гнобить меня возле дома. Бегала я тогда хорошо, — вспоминает девушка. — Усилило всю эту эпопею, когда одноклассники узнали, что я снялась в детском журнале в качестве модели, и стали завидовать. Помню, что учителя и даже родители этих подростков пытались их угомонить, но это уже не действовало. В итоге я стала очень агрессивной, не понимала даже обычных шуток. Могла сразу дать по лицу. Каждый день шла в школу, как на войну. И часто думала о самоубийстве, потому что казалось, что другого выхода просто нет…
Учебу Марина закончила экстерном. Долгое время пыталась преодолеть свою социофобию и злость. Уже будучи взрослой, ходила на курсы по развитию навыков коммуникации — в компаниях ей казалось, что все ее обсуждают, попадала в отношения, где было насилие, работала с психологами.
Все, что произошло в детстве, сделало меня жестче. Я не сильно доверяю людям, долго присматриваюсь, и, если кто-то позволит себе некорректное поведение в мой адрес, сразу прекращаю общение. По моему лицу сложно определить эмоцию (то, чему я научилась в юности), но при этом я открытый и веселый человек, и стараюсь сохранять эти качества, несмотря ни на что.
Имя изменено
марина

Кого травят?

Как говорит в беседе с «Известиями» директор Центра толерантности, кандидат психологических наук, преподаватель и бизнес-тренер Анна Макарчук, травля возникает, когда у группы людей (неважно, школьники это или взрослые), возникает дефицит смыслов, объединяющих их. И они сами создают себе цель для того, чтобы быть вместе: «Мы здесь для того, чтобы быть против Марины (Пети, Вани, Кати)».

Иногда травля возникает в ответ на ощущение психологической небезопасности — как попытка обрести контроль над ситуацией. Например, если говорить о взрослых, в компанию приходит новый сотрудник, обладающий высокими компетенциями, и там же работает человек, который чувствует конкуренцию, — вероятно, что он будет относиться к новичку негативно и добиваться от коллег, чтобы те разделяли его позицию.

В школе травля может возникать из-за того, что кто-то из детей завидует другому или чувствует в нем угрозу своей лидерской позиции. Возможно, мальчик не мог допустить того, чтобы кто-то обижал его сестру — это нанесло бы ущерб его «репутации».
Может показаться, что агрессор — это сильный, уверенный в себе ребенок, поэтому он и ведет себя так. На самом деле, такой подросток чаще всего пытается доказать себе и родителям (с которыми у него по какой-то причине трудные отношения), что он достоин уважения.
Директор Центра толерантности, кандидат психологических наук, преподаватель и бизнес-тренер
Анна Макарчук
Важный момент в том, что не в каждом классе новичок будет подвергаться травле. Травля — это не дисфункция межличностных отношений, когда, условно, Петя агрессор, значит с ним что-то не так. Ведь в другой компании он мог бы вести себя иначе — просто в его классе сложилась такая система ценностей, что издевательства над человеком начинают перенимать другие.
Травля отличается от конфликта тем, что в нее так или иначе вовлечены все дети в классе, и они гласно или негласно дают свое согласие. Это следствие того, что класс принял решение, что так можно поступать. Потому, если бы Марина попала в другой класс, возможно, такого бы не произошло.
Елена (имя изменено) росла в небогатой семье — из-за этого над ней смеялись в школе. Все произошло с подачи учителя, который отчитал девочку при всем за то, что родители не смогли купить ей дорогой учебник по английскому языку. Затем к травле подключились дети, которые заметили, что Лена еще и не ест в столовой, как все, а носит еду с собой.
Классный руководитель тоже меня не любила из-за бедности — при том, что она вела русский язык и литературу, а это были мои любимые предметы. Она гнобила меня каждый день, и это подхватывали одноклассники, — вспоминает девушка. — Помню, однажды у нас был открытый урок. Вызвали меня и еще одну девочку. Той поставили пять, хотя она мямлила. Я ответила превосходно, очень готовилась. В итоге: «Садись, Лена, четыре!» Учитель, присутствующий на занятии, спросил: «А почему четыре?» На что моя классная ответила: «Она может лучше!»
Имя изменено
елена
После восьмого класса Лена приняла решение уйти. Нашла себе «красивый» повод: в другой школе был медицинский класс, хотя ее интересовала филология. Девушка успешно сдала экзамены на поступление и забрала документы.

Тогда у нее началось новая жизнь, с чистого листа. Боясь повторения истории, в новом классе она научилась сразу давать отпор, говорить прямо, отвечать на оскорбления. Школу закончила с медалью.
Не помню, почему я не рассказывала обо всем маме. Тогда никто не учил отстаивать свои границы, не объяснял, что это плохо, когда тебя унижают, — говорит Елена. — К сожалению, учителя и сейчас не видят проблему в травле. Моя дочь учится в школе, и одноклассница забирает у нее всю еду, испортила пенал. Первое, что написала мне классный руководитель: «Научите ребенка давать отпор».

А почему моя дочь должна уметь давать отпор? Мы хотим жить в обществе, где не надо отвечать агрессией на агрессию, где уважают чужие границы. Может быть, потому я и работаю в СМИ и, как могу, борюсь с несправедливостью вокруг.
Имя изменено
елена

Кто виновен в травле?

Учителя травят детей не потому, что они садисты и получают от этого удовольствие. Скорее, дело в том, что педагоги сами находятся в уязвимой позиции перед классом. Иногда они выбирают одного ребенка, чтобы «управлять» остальными, потому что каждый понимает, что может стать следующим, — говорит директор Центра толерантности. — Ну и не секрет, что среди учителей есть люди с выгоранием — уставшие от работы и учеников, потерявшие способность к сочувствию. Они могут никак не реагировать на насилие, даже если видят его.
Конечно, важно и то, в каких семьях растут дети в классе. Если к ребенку применяется насилие (или он видит, как отец поднимает руку на мать) — высока вероятность того, что этот ученик будет бить или травить других в классе, потому что боится, что издеваться станут над ним.
Ребенок, который растет в «отвергающей» семье (родители не уделяют ему внимания, игнорируют его), тоже может стать агрессором, чтобы проявить себя или сделать так, чтобы его заметили.
Такие дети обычно пробуют разные способы, но хорошие (как, например, успехи в учебе) работают редко.

Впрочем, будет ли в классе травля зависит не от конкретного ребенка — а от самой атмосферы, которую обычно создает учитель. Потому что только он может влиять на отношения детей между собой и устанавливать «правила».
Есть стереотип, что учитель не должен воспитывать детей — он просто передает им знания, а все проблемы идут из семьи. Но это не так. Учитель — пример для детей, и какие ценности он транслирует, такие и будут в классе. А если он молчит и закрывает глаза на травлю, значит, допускает ее.
Мама Ярослава
Светлана Моторина
Аня подверглась травле в 11 лет, когда перешла в другой класс в середине учебного года. Дети отказывались садиться рядом с громким «фу», шпыняли, подшучивали и обращались к ней только словами «слышь ты».

Уже потом, думая, почему такое произошло, Анна поняла, что причина кроется в ее семье: мать контролировала девочку от и до, не только в ее действиях, но и в желаниях. Маленькая Аня должна была любить определенную одежду, определенную музыку и определенные мультики, которые в семье не считали «тупыми». Естественно, представления матери о том, как должен выглядеть и вести себя ребенок, кардинально расходились с реальностью, и остальные дети отлично это считывали.
— Из меня растили эдакую благородную девицу за фортепиано с идеальным вкусом. Я не играла в приставку и не видела ее до 16 лет, не знала, что такое фишки, не могла поддержать разговор о том, кто что смотрел по MTV, и кто какую кассету купил, — рассказывает девушка. — Зато я очень хорошо училась, потому что все вечера проводила за уроками под надзором матери, периодически получая подзатыльники за ошибку в тетради и слушая вопли «бестолочь, как ты меня достала!». Впрочем, хорошая учеба помогала хоть как-то контактировать с одноклассниками, потому что они у меня списывали.
Аня
В средней школе Аня подружилась с девочками постарше и стала ходить за ними хвостиком: пробовала курить и выпивать, перестала хорошо учиться и начала прогуливать, носила все черное. Ей нравился образ «отбитой» и агрессивной, к которой все побаиваются лезть, и она очень старалась его создать.
Не знаю, чем бы дело кончилось, но однажды после летних каникул главарь этой школьной банды неожиданно в меня влюбился. Более того, у одноклассников проснулся интерес к курению и алкоголю, и тут оказалось, что я вся такая опытная на их фоне, — вспоминает Аня. — Так травля и закончилась, а вот вредные привычки, а заодно и булимия, которая пришла после «заедания стресса», остались со мной на долгие годы.
Аня
В 30 лет девушке поставили диагноз «комплексный ПТСР (посттравматическое стрессовое расстройство)». Школьные годы оказали огромное разрушительное воздействие на психику Анны — уже во взрослом возрасте ей пришлось прорабатывать травмы с психиатром.

Как остановить травлю?

По мнению специалистов, у травли не может быть причины. Ее движущая сила — мнение большинства: например, когда один ребенок посмеялся над другим, а остальные поддержали или промолчали, а затем это превратилось в системное поведение.
Чаще всего травят детей, которые чем-то отличаются от других — слушают другую музыку, носят другую одежду, учатся хуже или лучше других. Поводом называют, что ребенок «какой-то не такой». При этом жертвой травли может быть абсолютно любой подросток — и красавец, и спортсмен, и даже хулиган. Главный миф состоит в том, что травят каких-то «особенных» детей. Единственная закономерность, которая касается буллинга, — это равнодушный взрослый рядом.
Директор Центра толерантности, кандидат психологических наук, преподаватель и бизнес-тренер
Анна Макарчук
Дети присоединяются к травле по разным причинам. Некоторые чувствуют себя сильнее, когда дружат против кого-то. Другие понимают (и такие подростки страдают особенно остро), что не разделяют плохое отношение к жертве, но боятся открыто выступить против нападок, потому чувствуют свою вину и бессилие.
— У детей ограниченный спектр поведения: им кажется, все, что они могут сделать, это встать грудью против обидчика, а значит, оказаться на линии огня и однозначно «получить». Поскольку агрессор сильнее (по крайней мере, психологически) на прямое противодействие сложно решиться, — отмечает директор Центра толерантности Анна Макарчук. — Но есть и другие способы помочь в этой ситуации. Можно поддержать ребенка, которого травят: позвонить, поговорить, сесть с ним рядом, даже если никто этого не увидит, сделать что-то вне школы. Важен любой знак внимания, любое проявление того, что тебе не все равно. Тогда такой подросток поймет, что он не один, и ему станет легче.
Остановить травлю в классе могут только свидетели — неважно, дети это, взрослые люди или родители. Зачинщик обычно сам становится жертвой ситуации, и уже не может прекратить нападки, а у того, кого обижают, не хватает на это силы. Дети в классе могут обратиться за помощью к учителю или родителям — а дальше взрослые люди должны решить проблему сообща.
Ситуация травли опасна для всех: даже если ребенка-свидетеля не трогают сейчас, он может стать следующим. Все дети понимают, что творится что-то ужасное, и чувствуют себя одинокими и незащищенными. Именно потому в классе должны быть выстроены нормальные взаимоотношения между подростками — чем более уверенным чувствует себя каждый из них, чем больше он ощущает поддержку взрослых, тем скорее он встанет на сторону жертвы.
Директор Центра толерантности, кандидат психологических наук, преподаватель и бизнес-тренер
Анна Макарчук
Глядя на Ивана (имя изменено), трудно поверить, что у него когда-то были проблемы из-за травли в школе по причине лишнего веса. Он высокий худощавый молодой человек — стильно одевается, часто носит костюмы, уделяет внимания аксессуарам. Его никогда не увидишь в трениках и фуболке, в мятой одежде, нечищенных ботинках. Он бегает по утрам и читает много книг о саморазвитии.
— Дети бывают жестоки к тем, кто чем-то отличается от сверстников. В моем случае это был лишний вес в начальной и школе. Мне кажется, что в свое время я был самым толстым А. С. Пушкиным за историю школьных постановок. Колобок с бакенбардами из ваты, покрашенными черным фломастером, — конечно, я был не самым популярным ребенком, — рассказывает молодой человек, — и уже не кажется таким уверенным в себе.
Ивана травили со второго по девятый класс. Мальчишки называли его толстым, отбирали вещи и заставляли за ними побегать, перекидывая рюкзак и учебники друг другу. Один парень демонстрировал, что он сильнее: хватал за горло и прижимал к стенке. Как-то дети разрисовали Ване футболку со спины фломастером.
— Учителя по большей части ничего такого не замечали. А если замечали, то одноклассники списывали это на то, что мы просто играем. Маме я ничего не рассказывал, было стыдно, — говорит Иван, и видно, как ему неловко делиться личным сейчас.
Ване, можно сказать, «повезло» — он сбросил лишний вес к девятому классу, и со временем травля сошла на нет. Но отношения с классом все равно оставлялись натянутыми, и подросток даже не пошел на выпускной. В университете он в основном общался с девушками (так было безопаснее), много читал и старался развивать себя. Но школьные издевки сильно сказались на нем: он все еще боялся знакомиться с людьми, выражать свое мнение и доверять людям.
Повзрослев, он так и не смог обрести уверенности в себе, но научился прятать это за рубашками, часами и внешней атрибутикой. И ни разу не пришел на встречу одноклассников — боясь, что старая жизнь, хоть на вечер, вернется снова.

последствия травли

Любое отличие делает ребенка более вероятной жертвой, если класс болен травлей. Внешнее отличие — самое простое, к чему можно прицепиться, кроме того, подростки считают свое лицо и тело самым уязвимыми местами.
Травля из-за внешности (как и любая другая) может привести к широкому спектру последствий, начиная от сниженной самооценки, до РПП (расстройства пищевого поведения), сложности к созданию отношений и депрессии
Директор Центра толерантности, кандидат психологических наук, преподаватель и бизнес-тренер
Анна Макарчук
Так, как в истории с Иваном (похудел — и дети отстали), бывает не всегда. Ведь дело не в ребенке, а в самом классе. Даже если подросток сбросит вес, перекрасит волосы, снимет пирсинг, станет носить другую одежду, агрессоры найдут, к чему прицепиться.
Травля — это токсичная ситуация, которая оставляет последствия для всех, кто в нее вовлечен, даже для свидетелей. Это могут быть как нападения на школы (75% происходят из-за буллинга), так и детские самоубийства или их попытки. Проблемы с психикой могут проявиться даже во взрослом возрасте, спустя 10−15 лет (как случилось с героиней Анной), — отмечает директор Центра толерантности Анна Макарчук.
Директор Центра толерантности, кандидат психологических наук, преподаватель и бизнес-тренер
Анна Макарчук
Более 300 жертв травли, с которыми пообщалась Светлана Моторина, назвали буллинг «худшим опытом в своей жизни». С одной стороны, некоторые признали, что теперь научились «рассчитывать только на себя» — но одновременно они «потеряли часть личности» и доверие к миру.


По мнению Светланы Моториной, лучше решение проблемы травли — это ее профилактика. Это и просвещение учителей, детей и родителей, и создание законодательной базы (введение понятия травли и ответственности за нее), и работа самой школы — директор может прописать недопустимость любого насилия в регламентах школы. В таких школах четко проработано, как работать с конфликтами, чтобы они не переросли в травлю, и есть сотрудники, которые этим занимаются.

При этом очень важны инструменты, которыми пользуются педагоги при работе с детьми. И это не только внеурочная работа (походы на пикники, субботники и прочее) — некоторые методы можно применять прямо во время занятий. К ним относится развитие у детей навыков «четыре К»: коммуникации, кооперации, критического мышления, кооперативного мышления. Ребенок, который владеет ими, вряд ли станет зачинщиком или безмолвным свидетелем того, как обижают другого человека.
— Если у подростка есть навык коммуникации, он объяснит, что насилие неприемлемо, или донесет это до педагога. Если у него есть понимание кооперации, то для него ценно быть в коллективе. То есть прямо через «прокачку» мягких навыков учитель может создавать правильные ценности и стратегии взаимодействия, — говорит собеседница «Известий».
Но самый главный инструмент профилактики, без которого ничего из этого не будет работать, — это неравнодушные взрослые.

Что делать тем, кто столкнулся с травлей?

Как понять, когда речь идет о травле и как отличить ее от обычного конфликта? На что обращать внимание при выборе школы, чтобы свести такие риски к минимуму?

Почему даже «успешный» со всех сторон ребенок в новом коллективе может оказаться жертвой? И, наконец, что делать родителю, если ребенок рассказывает о нападках одноклассников или вообще оказывается агрессором? Обо всем этом говорим с психологом, экспертом команды Травли NET Мариной Ртищевой.
Если ребенок говорит о травле в школе прямым текстом, родителю в первую очередь нужно сказать о готовности поддержать его и помочь ему в этой ситуации. По словам замдиректора Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования и эксперта по буллингу Ольги Мелентьевой, взрослый прежде всего должен снять с ребенка чувство вины.
— Часто дети, которые подвергаются травле, начинают думать, что с ними что-то не так. Родитель должен сказать: «Я готов быть с тобой рядом в этот момент. То, что происходит — плохо, но ты в этом не виноват», — говорит собеседница «Известий».
Дальше необходимо осторожно выяснить подробности травли: кто именно хулиганит, травят одного ребенка или группу детей и так далее. Важно, чтобы ребенок как можно больше рассказал о происходящем. Параллельно объяснить ему, что травля — это проблема, но люди переживали и не такое, и он с ней справится, он молодец.
Ребенок ни в коем случае не должен чувствовать себя брошенным и бессильным — необходимо дать ему поддержку.
Замдиректора Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования и эксперт по буллингу
Ольга Мелентьева
Однако родителям тоже важно контролировать свои эмоции. Конечно, когда родитель узнает о травле своего ребенка, его первая реакция на эмоциях — всех «разнести». Но такой импульс нужно гасить, он неконструктивен. От гнева родителя в школе никому не будет лучше. Вместо этого стоит попытаться наладить контакт с классным руководителем и школьным психологом, рассказать о своих подозрениях насчет буллинга в отношении ребенка.
— В целом, буллинг — это системная проблема, когда в коллективе много конкуренции, но мало сотрудничества. Между тем сотрудничество никогда не порождает агрессию: если снизить уровень конкуренции, снизится и уровень буллинга.
Замдиректора Федерального ресурсного центра психологической службы в системе образования и эксперт по буллингу
Ольга Мелентьева
Другое дело, что порой на конкуренцию ориентирована вся образовательная организация. Но лишь в том случае, если школа уходит в жесткий отказ от сотрудничества с родителем, можно задуматься о переводе ребенка в другое место. Это — крайняя мера.

Между тем, проблема ребенка, которого травят, состоит еще и в том, что он находится в ограниченном кругу детей. Поэтому этот коллектив становится для него значимым, как и все, связанное с буллингом там. Но уровень этой значимости можно снизить: достаточно отвести ребенка в другую группу детей, будь то секция, кружок или что-то другое.
Среди участников этих групп ребенок сможет занять достойное место, почувствовать себя молодцом и снизить напряжение, связанное с замкнутостью внутри школьного коллектива. Пойти на такой шаг — вполне в силах родителей, — заключает Ольга Мелентьева.

способы решения

По словам советника генерального директора АСИ Ольги Линник, проблема школьной травли становится остросоциальной и требует решения со стороны самых опытных специалистов.
Мы понимаем, что переживают ребята, столкнувшиеся с жестокостью и равнодушием сверстников. Очень важно объяснить школьникам, насколько негативно травля влияет на всех ее участников: жертву, агрессоров и свидетелей. Нужно работать со всеми сторонами буллинга: детьми, родителями и педагогами.
Советник генерального директора АСИ
Ольга линник
В Бурятии, Смоленской, Калужской и Иркутской областях команды уже работают над этой проблемой. Во всех регионах провели интервью с зачинщиками травли, жертвами, свидетелями, родителями, учителями, социальными педагогами и психологами.


Как рассказал директор дивизиона «Качество жизни» Агентства стратегических инициатив Александр Пироженко, в школах Иркутска уже приступили к формированию у детей культуры доброжелательного взаимодействия. Региональная инициатива «Социальный театр» помогает посмотреть со стороны на поведение агрессора и ребенка, подвергшегося буллингу, а также мотивирует детей защищать одноклассников и сверстников от травли в школе.


А в Улан-Удэ приступили к изменению правил поведения в учебных заведениях и цифровой разработке экспресс-методики для использования в случае обнаружения травили в школьном коллективе. Материалы методики формируются индивидуально: учитель получает сценарий классного часа с детьми, родители — советы, как помочь ребенку, а школьники — варианты поведения в конфликтной ситуации и номера существующих служб поддержки.
Эти решения помогут своевременно выявить проблемы, исправить ситуацию и сформировать культуру доброжелательного взаимодействия у детей. Лучшие решения были представлены командами 24−25 ноября в Москве.
Советник генерального директора АСИ
Ольга линник